Специалисты Symantec не исключают, что бот-сеть на базе Android – миф

16 июля 2012    0

Пресс-релиз

Москва – 12 июля 2012 года – Корпорация Symantec сообщает о возможных вариантах фальсификации бот-сети, якобы функционирующей на базе мобильных устройств платформы Android. Согласно недавним сообщениям, сеть рассылает спам, рекламирующий акции, финансовые услуги и фармацевтическую продукцию. Специалисты Symantec считают наиболее вероятным сценарием отправку спам-сообщений не с мобильных устройств, а со скомпрометированных ПК.

Использование бот-сети на базе мобильных устройств платформы Android для рассылки спама – это нечто новое в индустрии, так как его полноценная реализация возможна лишь при выявлении и эксплуатации новых уязвимостей. Однако, возможны и другие сценарии, имитирующие вышеописанный вариант. Например, отправка спама со скомпрометированных ПК. Ниже приведен пример спам-сообщения, разосланного 3 июля.

Среди возможных тем письма:

  • Wall Street SHOCK ahead!;
  • Leading Edge Market Analysis;
  • RE RE: Controlled Prescriptions;
  • Special Situation Report;
  • Fwd: Ground Breaking News Report.

В данном случае можно видеть два признака того, что письмо было отправлено взломанным почтовым клиентом Android: в техническом заголовке сообщения присутствует идентификатор "androidMobile", и в подпись сообщения включена строка "Sent from Yahoo! Mail on Android", которая используется по умолчанию при отправке писем через приложение Yahoo! Mail for Android.

Специалистам Symantec удалось выяснить, что в действительности подобные сообщения отправляются не вредоносной программой, установленной на мобильных устройствах Android. И для подобного утверждения есть серьезные основания.

Во-первых, без эксплуатации уязвимости мобильного устройства невозможно автоматически в фоновом режиме отправлять письма через основное почтовое приложение Android – у пользователя будет запрашиваться подтверждение отправки. Кроме того, исследованные сообщения позиционировали себя как отправленные не с почтового клиента, используемого в Android по умолчанию, а с "Yahoo! Mail for Android".

Во-вторых, учетные записи, которыми пользовались спамеры, не выглядят реальными адресами электронной почты. Скорее всего, они создаются специально для рассылки этого спама в строгом соответствии с заданным шаблоном: Имя, Фамилия, два символа в нижнем регистре и две цифры, например:

  • Corina Ullman [CorinaUllmande03@yahoo.com];
  • Dionne Wellner [DionneWellnerur36@yahoo.com];
  • Celeste Syrus [CelesteSyrusjf71@yahoo.com];
  • Kristin Jamison [KristinJamisondc53@yahoo.com];
  • Pearl Runge [PearlRungene76@yahoo.com].

И, наконец, большая часть IP-адресов, с которых производятся рассылки, не принадлежит мобильным сетям. Некоторые из них уже были скомпрометированы рассылкой спама, но не имеют непосредственного отношения к мобильным устройствам. К сожалению, однозначно определить тип устройства по IP-адресу невозможно, так как они могут в разное время быть выделены разным устройствам, например беспроводной точкой доступа.

У специалистов Symantec есть несколько версий происхождения подобного спама:

  1. Спамеры используют те же веб-сервисы, что и приложение "Yahoo! Mail for Android". В этом случае спам рассылается с компьютеров, принадлежащих злоумышленникам, но может распространяться и вредоносной программой на ОС Android. Эксперты Symantec подтверждают возможность отправки почты с ПК через веб-сервисы;
  2. Вредоносная программа взломала приложение "Yahoo! Mail for Android", и почтовые сообщения создаются и отправляются автоматически в фоновом режиме без уведомления пользователя. Реализация такого сценария предполагает наличие серьёзной ошибки в архитектуре приложения. Специалисты продолжают его изучать, но на текущий момент ничего подобного не выявлено;
  3. Спамеры просто подделывают технические заголовки рассылаемых писем.

Первая версия представляется наиболее вероятной, однако, какая бы тактика не использовалась в реальности, злоумышленники преследуют очевидную цель – обойти спам-фильтры, пропускающие сообщения с мобильных платформ.

Наблюдения Symantec показали увеличение объема этого типа спама с мая 2012 года, и специалисты компании уже приняли соответствующие меры, чтобы не допустить попадания нежелательной почты в папки входящих сообщений пользователей. Эксперты продолжат тщательный мониторинг ситуации, чтобы выявить истинный источник данного спама.

Отзывы

0 Оставить отзыв

    Добавить отзыв

    загрузить другую
    Ваш отзыв

    Новости

    Свежие новости