GeForce 3D Vision – система объёмного видео

19 января 2009, Чистяков Виктор 2
Угасший было, несколько лет назад, интерес к стереоскопическому отображению в компьютерных играх может быть реанимирован благодаря последним разработкам AMD и NVIDIA. Последней в конце прошлого года была анонсирована, а в январе нынешнего, на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе Consumer Electronic Show (CES), представлена система стереоскопического компьютерного отображения GeForce 3D Vision.

Система GeForce 3D Vision позволяет просматривать трехмерную картинку на дисплее персонального компьютера, а также на экранах отдельных телевизионных систем высокого разрешения и цифровых проекторов. В набор GeForce 3D Vision (при рекомендованной цене за комплект $199) входят лишь специальные стерео-очки, ИК-передатчик, комплект кабелей для подключения к компьютеру, да диск с программным обеспечением.

Но для полного погружения в виртуальный мир трехмерных изображений у Вас еще должны быть: одна из последних моделей видеокарт этой фирмы и дисплей либо телевизор с логотипом "GeForce 3D Vision-Ready". Что, при отсутствии этих компонентов значительно, значительно повышает стоимость объемного удовольствия.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

В список совместимых с GeForce 3D Vision видеокарт на сегодня попали: GeForce GTX 295, GeForce GTX 285, GeForce GTX 280, GeForce GTX 260, GeForce 9800 GX2, GeForce 9800 GTX+, GeForce 9800 GTX, GeForce 9800 GT, GeForce 9600 GT, GeForce 8 Series, GeForce 8800 Ultra, GeForce 8800 GTX, GeForce 8800 GTS, GeForce 8800 GT. Поддерживается работа указанных видеокарт в режиме SLI и все современные технологии NVIDIA.

Но, как отмечают некоторые пользователи, использование видеокарт среднего уровня с очками не всегда оптимально. Дело в том, что режим стереоскопии значительно повышает требования к производительности видеосистемы. И для поддержания приемлемой частоты кадров при "родном" разрешении монитора или телевизора от видеокарты потребуется довольно серьёзная графическая производительность.

Подходящие для GeForce 3D Vision устройства отображения будут иметь кроме логотипа "GeForce 3D Vision-Ready" и приличную цену. Правда, указывается, что можно использовать и существующие CRT мониторы с кадровой частотой свыше 100 Гц, но, при этом, они должны обладать необходимым для подключения двухканальным DVI-интерфейсом. Не удастся использовать и уже имеющиеся у многих ЖК-телевизоры, поскольку их HDMI входы, как правило, поддерживают только 60 Гц сигналы кадровой развертки, чего явно недостаточно.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Пока же рекомендуется использовать лишь пару LCD мониторов: Samsung SyncMaster 2233RZ и ViewSonic FuHzion VX2265wm. А также довольно широкую линейку HDTV-телевизоров класса домашнего театра от Mitsubishi, да один тип проекционного телевизора – DepthQ HD 3D.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Из истории 3D-видео #

Надо сказать, что системы объемного видео, так же как и объемного звука давно интересуют пытливый ум современных инженеров. И если аудиотехнологии, начав со стереозвука, уже достигли больших успехов в объемном многоканальном воспроизведении аудиозаписей, то объемное видео, несмотря на наличие нескольких используемых на сегодня технологий трехмерного видеовоспроизведения, подобными успехами похвастаться пока никак не может.

Используемый в компьютерной индустрии подход к пространственной локализации изображения в чем-то напоминает звуковое стереовоспроизведение. Напомним, стереозвук получают с помощью двух разнесенных в пространстве источников звука (стереоколонок). При воспроизведении через стереоколонки специально сделанных аудиозаписей звуковая картина воспринимаются, как множество пространственно распределенных перед слушателем источников звука.

Особенность формирования стереоскопического изображения заключается в том, что левый и правый глаз наблюдателя видят отличающиеся друг от друга картинки, (примерно тоже происходит и при естественном рассматривании трехмерных объектов) и мозг получает достаточное количество информации для формирования трехмерного образа. Зритель видит изображение, отдельные части которого располагаются уже в пространстве.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

В компьютерных системах объемного видео отображения также используются две картинки в виде попеременно показываемых для правого и левого глаза кадров изображения. Для разделения между глазами попеременно показываемых на экране картинок применяют специальные активные очки с затворами (англ. shutter glasses), закрывающие правый и левый глаз попеременно и синхронно с воспроизводимыми на экране кадрами. Благодаря указанным особенностям обработки человеческого зрения такое изображение воспринимается, как объемное.

Таким образом, при формировании на экране монитора изображения кадра для правого глаза затемняется левая ЖК-линза очков и, наоборот, при воспроизведении левого кадра затемняется правая линза. Последней модификацией такой системы является GeForce 3D Vision.

GeForce 3D Vision – проблемы и особенности технологии #

В системах трехмерного видео с затворными очками (shutter glasses) необходима минимальная частота смены изображения в 120 Гц, чтобы обеспечить для каждого глаза более-менее комфортные условия просмотра изображения, сменяющегося при этом с частотой 60 Гц. Дело в том, что каждый из глаз видит изображение с пониженной вдвое частотой кадров, поэтому возможно появление эффекта мерцания.

Основной проблемой, приведшей в свое время к сворачиванию разработок в области компьютерной стереоскопии, была массовая замена классических (CRT) мониторов на электронно-лучевых трубках жидкокристаллическими дисплеями (LCD). CRT-мониторам был физически присущ эффект мерцания и для борьбы с ним в последних поколениях мониторов частота смены кадров была доведена до 100 Гц и более. LCD-мониторы первоначально довольствовались частотой в 60 Гц, так как благодаря особенностям технологии обеспечивали, при этом отличное изображение, с точки зрения отсутствия мерцаний. Другим препятствием для качественного объемного воспроизведения на LCD мониторах могло стать присущее первым поколениям LCD-матриц значительное время послесвечения отдельных пикселей. Что могло оставлять "затухающее" изображение прежнего кадра при открытии затвора линзы очков для другого глаза

В последнее время некоторые производители жидкокристаллических мониторов, телевизионных систем и проекторов внедряли в производство модели с частотой смены кадров в 120 Гц, но в них, как правило, нет двух канального DVI-входа, необходимого для работы GeForce 3D Vision.

Как работает GeForce 3D Vision #

GeForce 3D Vision, с помощью высокотехнологичных беспроводных очков и специального программного обеспечения, позволяет модернизировать Ваш компьютер, обеспечить полное погружение в стереоскопическую трехмерную действительность.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Основным аппаратным компонентами набора являются стереоскопические очки с беспроводным ИК приемником. Не менее важным элементом системы GeForce 3D Vision является ИК-передатчик, на который возложена задача передачи контроллеру стерео очков информации, необходимой для управления линзами синхронно с формируемым на экране изображением.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Подключение ИК-передатчика к персональному компьютеру выполняется через универсальный порт USB 2.0. Монитор подключается через двухканальный DVI интерфейс. К совместимой телевизионной системе компьютер подключается через переходник DVI-HDMI. В этом случае требуется дополнительная синхронизация телевизора с ИК-передатчиком, для чего в комплекте предусмотрен кабель интерфейса VESA. Подзарядка аккумуляторов производится от любого USB-порта, имеющего необходимую мощность по цепи питания. Длительность полного заряда составляет около 3 часов.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Выводимое на монитор изображение игровой картинки предварительно программно обрабатывается для получения эффекта объема. Информация о моменте показа кадра, предназначенного определенному глазу передается по USB в передатчик и далее по ИК-интерфейсу получается контроллером очков.

Подавляющее большинство современных компьютерных игр совместимо с новой системой NVIDIA. Если же продукт будет разработан в соответствии с программой The Way It’s Meant to be Played (программа сотрудничества NVIDIA c разработчиками), то можно не сомневаться в высочайшем качестве трехмерного изображения.

GeForce 3D Vision – программное обеспечение #

Программные компоненты технологии включают дополнительный драйвер и программную панель управления настройками драйвера. Использование GeForce 3D Vision позволяет трансформировать сотни игр в трехмерные стереоскопические. NVIDIA проверила больше 350 наиболее популярных игр и нашла оптимальные настройки для каждой из них. При этом разработчиками выставлены субъективные рейтинги их совместимости с системой объемного преобразования (от "Fair" до "Excellent"), которые дают общее представление о возможностях новой технологии в этих играх. Уровень эффективности GeForce 3D Vision в существующих играх сильно различается и может в любое время изменяться регулировкой настроек в панели управления (NVIDIA Control Panel).

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Для работы GeForce 3D Vision с конкретной игрой, в панели управления выбирается соответствующий профиль. Если конкретной игры нет в списке, можно создать собственный профиль. Концепция профилей используется для оптимизации производительности системы в каждой отдельной игре. Вновь разрабатываемые под эту технологию игры сразу же получают поддержку в 3D Vision в драйвере.

Кроме трехмерных игр система позволит наслаждаться стереоскопическим эффектом и при просмотре специально сделанных трехмерных видеозаписей и фотографий.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Надо отметить, что в панели управления имеется множество настроек, распределенных по четырем разделам. Настройка эффектов объемности выполняется через – 3D Settings, параметры разрешения и отображения на дисплее изменяются в разделе – Display. Настройка профилей и совместимости с играми выполняется в разделе – Sterescopic 3D, для подстройки под форматы, разрешения и другие особенности телевизионных экранов имеется раздел Video@Television.

Особенности GeForce 3D Vision #

Высокое качество трехмерного изображения обеспечивают высокотехнологичные очки с жидкокристаллическими линзами и широким углом обзора. Для управления переключением линз в очки встроен беспроводной инфракрасный приемник. К особенностям комплекта объемного просмотра GeForce 3D Vision можно отнести:

  • эффективный беспроводной передатчик с регулятором подстройки эффекта объемности, позволяет зрителям и игрокам располагаться от передатчика на расстоянии до 6 метров;
  • система разработана для мониторов и телевизионных систем со 120 Гц разверткой;
  • очки имеют специальные сменные насадки на переносицу и могут использоваться людьми с ослабленным зрением т.к. могут одеваться поверх оптических;
  • обычные игры с помощью программного обеспечения NVIDIA автоматически конвертируются в стереоскопические трехмерные (в настоящее время поддерживается свыше 350 игр, для каждой игры можно создать отдельно запоминаемый профиль настроек);
  • одной зарядки аккумуляторов хватает на 40 часов игры, зарядка выполняется через стандартный USB кабель, при отсутствии активности питание автоматически отключается через 10 минут;
  • поддержка всех последних видео технологий NVIDIA.

Минимальные системные требования к компьютеру:

  • Операционная система:Microsoft Windows Vista 32-бит или 64-бит;
  • Процессор Intel Core2 Duo или AMD Athlon X2 или выше;
  • Системная память 1 Гбайт (рекомендуется 2 Гбайт);
  • Свободная емкость на жестком диске – 100 Mбайт.
GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

В состав комплекта GeForce 3D Vision входят:

  • Очки со сменными накладками на переносицу (3 шт.) и тканью для очистки линз.
  • GeForce 3D Vision USB контроллер/инфракрасный передатчик.
  • Компакт диск с программным обеспечением.
  • Демонстрационный диск.
  • Руководство.
  • Комплект кабелей:
    • Кабель VESA stereo;
    • Кабель DVI – HDMI;
    • Кабель USB (тип A – тип мини B);
    • Кабель для зарядки (USB, тип A -тип мини B).

А как дела у конкурентов GeForce 3D Vision? #

AMD продвигает собственный вариант для реализации 3D-изображения, сотрудничая с производителем мониторов iZ3D. Он будет значительно дешевле по стоимости очков и несколько более универсален, но заставит потратиться на специальный 3D монитор (стоимостью около $400). AMD продвигает вариант с так называемыми пассивными очками, линзы которых представляют собой своеобразные поляризационные светофильтры для формируемого на специальном экране изображения. В комплекте с мониторами iZ3D поставляется две пары очков.

Такие системы более просты в реализации, но долгое время считались менее качественными и более утомительными для глаз. Однако с совершенствованием технологий ЖК-матриц и изготовления подобных мониторов многое может измениться.

GeForce 3D Vision – система объемного видеовоспроизведения

Есть мнение, что производительность видеосистемы при режиме объемного воспроизведения может падать сильнее, чем у NVIDIA из-за программной поддержки технологии через Catalyst Control Center, а не специальный драйвер. 3D Vision интегрируется в драйверы NVIDIA.

AMD пока не обещает поддержки конфигурации CrossFire, а внешнее подключение к видео системе также занимает два DVI-выхода. Возможно, AMD еще удастся доработать свой вариант объемного видео воспроизведения.

Пока же, для использования стереоскопии по AMD "вложиться" придется, по существу, лишь в приобретение специального монитора (получив в комплекте две пары очков). Таким образом, общие затраты в 3D видео от AMD составят около $400. Тогда как вариант от NVIDIA потребует более $600. Справедливости ради необходимо отметить, что у NVIDIA также есть технология объемного видео через пассивные очки, которая называется 3D Stereo.

Будущее GeForce 3D Vision #

По многим утверждениям очки GeForce 3D Vision создают колоссальное стереоскопическое впечатление, демонстрируют объём и глубину не только за поверхностью экрана, но и выносят объекты в плоскость перед экраном. С другой стороны технология GeForce 3D Vision не станет действительно успешной без широкой поддержки со стороны разработчиков игр, над чем NVIDIA сегодня активно работает. Необходимо, чтобы новые продукты были полностью совместимы с GeForce 3D Vision и содержали дополнительные функции для наблюдения объектов вне пределов плоскости экрана.

Технологию GeForce 3D Vision может ожидать большее будущее только в случае массовой разработки под нее новых игр, видео- и фотоприложений. Привлекательность новой видеотехнологии NVIDIA значительно увеличится при снижении цен на очки, мониторы и видеокарты.

Пока же для многих экономический эффект несопоставим с затратами, а ситуация в чем-то может быть похожей на внедрение многоядерных процессоров с 64-битными вычислениями при отсутствии реального использования этих функций.

Рекомендуем также почитать

  1. Новость Виртуальная реальность с помощью GeForce 3D Vision
  2. Компания NVIDIA

Отзывы

2 Оставить отзыв
  • V-Max 26.03.2010 в 19:51

    Мы в Ростове открыли первый в России 3d компьютерный клуб, где все игры, благодаря технологии 3d Vision, приобрели абсолютно новый вид!
    пишите, с удовольствием ответим по всем вопросам, как первопроходцы<<< Радостный >>>

Добавить отзыв

загрузить другую
Ваш отзыв

Видео

BenQ PU9730: обзор инсталляционного двухлампового проектора

23 января 20159890 1

Обзор инсталляционного двухлампового проектора BenQ PU9730. Модель имеет моторизованный большой зум с широким диапазоном масштабирования и поддерживает вертикальный/горизонтальный сдвиг линз. Проектор можно разворачивать на 360 градусов и управлять им дистанционно [..]

Видеосвидетель 5410 FHD 2CH: обзор видеорегистратора с двумя камерами

31 декабря 201413321 0

Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 5410 FHD 2CH. В комплекте с устройством поставляется дополнительная камера для крепления на заднее стекло автомобиля. Обе камеры записывают видео со звуком в разрешении 1920x1080 при 30 кадрах в секунду. Посмотреть отснятое можно на экране [..]

Видеосвидетель 4410 FHD G: обзор видеорегистратора

31 декабря 201412751 0

Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 4410 FHD G. Устройство снимает видео со звуком в разрешении вплоть до 2304x1296 на частоте 30 кадров в секунду и умеет делать фотографии. Угол обзора камеры составляет 170 градусов по горизонтали. В числе особенностей модели – система [..]

Cвежие новости

Все новости